Обобщение

судебной практики за 10 месяцев 2016 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных

главой 15 КоАП РФ.  

          В соответствии с планом работы судебного участка в административно-территориальных границах всего  Первомайского района Оренбургской области на 2 полугодие 2016 года помощником мирового судьи  Н.Н.Ковалевой  проведено обобщение практики за 10 месяцев 2016  года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 15 КоАП РФ.

          Цель обобщения:

соблюдение сроков при рассмотрении дел об административных правонарушениях, своевременность назначения дел к слушанию, причины отложения рассмотрения и обоснованность прекращения производства по делу.

          Согласно требованиям Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 52 «О сроках рассмотрения судами РФ уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27.12.2007 года несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации.

          К нарушениям законодательства в области налогов и сборов относится лишь часть составов, а не все содержащиеся в главе 15 КоАП РФ.

          Объектом правонарушения дел указанной категории являются отношения в сфере взимания налогов и сборов, а также возникающие при осуществлении налогового контроля в РФ. Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3 -15.9 и 15.11 КоАП. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций и граждане.

          Мировым судьей в административно-территориальных границах всего Первомай­ского района Оренбургской области за 10 месяцев 2016 года рассмотрено 544 дела об административных правонарушениях, из них 33 дела об административных правонарушениях в области налогов и сборов.

        Из них по ст. 15.5 КоАП РФ (нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета) – 13 дел, по которым 12 должностных лиц привлечено к административной ответственности. 

По ст. 15.6 КоАП РФ (непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля) рассмотрено 20 дел – из них 20 должностным лицам назначены административные наказания.

          Кроме того, мировым судьей были рассмотрены следующие дела об административных правонарушениях, предусмотренные главой 15 КоАП РФ  -  по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ (продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны) рассмотрено 3 дела – 3 лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юр.лица назначено административное наказание,  в виде административного штрафа.

          По ст. 15.14 КоАП РФ (Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния) 1 дело было направлено по подсудности в Первомайский районный суд.

         Из рассмотренных по главе 15 КоАП РФ дел об административных правонарушениях 1 дело (по ст. 15.5 КоАП РФ) было возвращены в орган, составивший протокол  об административном правонарушении для исправления недостатков.

Структура мер наказания за административные правонарушения по главе 15 КоАП РФ является следующей

:

предупреждение – в отношении 9 лиц,

что составляет 71,9 %. от общего числа лиц, подвергнутых наказанию за правонарушения в области налогов и сборов.

штраф – в отношении 23 лиц

, что составляет 28,1%. Штрафы были наложены на общую сумму 21900 руб. (оплачено 16800 руб.).

        Так, постановлением мирового судьи судебного участка Первомайского  района Оренбургской области от 01 сентября 2016 года глава КФХ «**» С. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ. 09.02.2016 года С. представил в МИФНС РФ № ** по Оренбургской области налоговую декларацию по транспортному налогу за 12 месяцев 2015 год, которую необходимо было представить в налоговый орган  не позднее  01.02.2016 года. В результате  чего нарушил требования п. 4 ч. 1 ст. 23 и п. 3 ст. 363.1 Налогового Кодекса РФ.     Привлекая С. к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ, мировой судья пришел к выводу о том, что данный факт нашел подтверждение имеющимися в деле доказательствами, оцененными им с учетом требований ст. 26.11 КоАП РФ. При назначении административного наказания, мировым судьей учитывались -  характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

         Производство по делам об административном правонарушении не прекращалось.

         Действия лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные по гл. 15 КоАП РФ,  не  переквалифицировались. Постановления мирового судьи в апелляционной инстанции не обжаловались.

         В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

          Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

        За анализируемый период мировым судьей было рассмотрено 32 дела об административных правонарушениях в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

        Итоги проведенного обобщения свидетельствуют о том, что подготовка к рассмотрению дел начиналась в короткие сроки после поступления мировому судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

         Во всех делах об административных правонарушениях имеются све­дения об извещении участников производства о времени и месте рассмот­рения дела, строго соблюдаются сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 15  КоАП РФ.

Фактов волокиты при рассмотрении  мировым судьей дел об административных правонарушениях либо рассмотрения с нарушением установленного законом сроков,  не имелось.

Выводы и предложения.

           Результаты настоящего обобщения обсудить на служебном совещании.

           Разместить обобщение на интернет-сайте судебного участка Первомайского района.

Помощник мирового судьи                                                         Н.Н. Ковалева