О Б О Б Щ Е Н И Е

судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 КоАП РФ

за 1 полугодие 2015 года

В соответствии с планом работы аппарата мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области на первое полугодие 2015 года на судебном участке мирового судьи в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области проведено обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 КоАП РФ за 1 полугодие 2015 года.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за неуплату административного штрафа в срок предусмотренный законом (ч.1 ст.20.25 КоАП РФ).

Статья 20.25 ч.1 КоАП РФ гласит: «Неуплата штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательны работы на срок до пятидесяти часов».

Согласно ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи (административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении), либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Так, за обобщаемый период мировым судьей рассмотрено 4 протокола об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, поступивших с Первомайского районного отдела судебных приставов.

В силу ч.1 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.25 КоАП РФ рассматриваются судьями. Поскольку санкция указанной статьи в качестве одного из видов административного наказания за совершенное правонарушение, предусматривает административный арест. Назначить данный вид наказания вправе только судья (ст.3.9 КоАП РФ).

Частью 3 ст.23.1 КоАП РФ установлено общее правило решения о подсудности: дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями. При рассмотрении дел об административных правонарушениях правила подсудности мировым судьей не нарушались.

За 6 месяцев 2015 года к мировому судье судебного участка в административно-территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области на рассмотрение поступило 281 дело об административных правонарушениях, из них 109 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, что составляет 38,79% от общего количества дел об административных правонарушениях, поступивших на рассмотрение за анализируемый период.

Из всего количества дел об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, находящихся на рассмотрение, вынесено 100 постановлений о назначении административного наказания в отношении 100 лиц, что составляет 91,74 % от количества рассмотренных дел указанной категории и 35,59% от общего количества дел об административных правонарушениях, поступивших на рассмотрение.

Случаев составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, неправомочными лицами, мировым судьей судебного участка в административно – территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области не выявлено.

Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отсутствие в протоколе данных прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, является существенным недостатком протокола об административном правонарушении, и является основанием к возвращению протокола об административном.

В указанном периоде возвращено 9 дел в связи с недостаточностью имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу и для устранения недостатков протоколов (повторно возвращенные материалы в адрес мирового судьи не поступали).

При изучении практики рассмотрения дел обобщаемой категории мировым судьей по всем делам проводится надлежащим образом подготовка к рассмотрению дел об административных правонарушениях. В частности, соответствии со ст.29.1 КоАП РФ, при подготовке дела об административном правонарушении мировой судья выясняет вопросы, круг которых определен данной статьей, в частности относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, правильно ли оформлены иные материалы дела, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Нарушения сроков привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ за анализируемый период не выявлено.

Правила территориальной подсудности дел об административных правонарушениях закреплены в статье 29.5 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. При передаче дела для рассмотрения по месту жительства лица, привлекаемого к ответственности, в материалах дела должно быть ходатайство этого лица по месту жительства (письменное заявление либо устное заявление, внесенное в протокол и подписанное) и данные об удовлетворении этого ходатайства.

В ходе проведения обобщения нарушений правил территориальной подсудности со стороны мирового судьи не установлено. Ходатайств лиц, привлекаемых к административной ответственности о передаче дела по подсудности, при рассмотрении дел не поступало.

Процессуальные сроки при рассмотрении дел об административных правонарушениях мировым судьей не нарушались.

В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

Во всех случаях мировым судьей при рассмотрении дел названной категории, положения приведенной нормы не нарушаются, назначается наказание, предусмотренное санкцией статьи. При назначении административного наказания мировым судьей учитывались: характер совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Назначение наказания в виде административного ареста преимущественно применялось мировым судьей в случае отсутствия постоянного источника дохода у лица, привлекаемого к административной ответственности, а также учитывалось и то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении штраф не был оплачен лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В отношении 100 лиц, подвергнутых административному наказанию по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, по 57 делам назначен административный штраф (57%), по 31 делу назначено административное наказание – административный арест (31%), по 12 делам назначено административное наказание в виде обязательных работ (12%). Из общего количества физических лиц, подвергнутых административному наказанию в виде штрафа, по 16 делам вынесены постановления о назначении наказания в виде административного штрафа в отношении 16 лиц (28,07% от количества физических лиц, подвергнутых наказанию в виде штрафа), имеющих постоянное место работы; по 41 делу вынесены постановления о назначении наказания в виде административного штрафа в отношении 41 лица (71,93% от количества физических лиц, подвергнутых наказанию в виде штрафа), не работающих.

К административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ было привлечено 97 мужчин и 3 женщины. Все привлеченные лица являются гражданами Российской Федерации.

Возраст лиц, совершивших административные правонарушения составляет от 18 до 63 лет, от 18 до 30 лет совершили правонарушения 32 лица, от 31 до 50 лет совершили правонарушения 55 лиц. 13 лиц старше 50 лет.

Действия лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, не переквалифицировались.

По субъектному составу, все протоколы составлены в отношении физических лиц, в отношении юридических лиц протоколы, обобщаемой категории в судебный участок в 1 полугодии 2015г., не поступали и не рассматривались.

Постановления по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, за данный период не обжаловались.

В соответствии с требованиями ст. 29.6. КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест... рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении..., статьей 25.1 КоАП РФ предусмотрено обязательное участие лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущим административный арест.

Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 г. N 40).

При этом, по смыслу части 2 статьи 28.8 КоАП РФ, обязанность по обеспечению явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, возлагается на должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении. Однако, в некоторых случаях данное требование должностными лицами не выполняется, в связи с чем мировым судьей предпринимаются меры к извещению лица, привлекаемого к административной ответственности.

Протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.2,3,4,5 ст. 20.25 КоАП РФ в судебный участок в административно – территориальных границах всего Первомайского района в 1 полугодие 2015 года не поступали.

Выводы: Анализ практики показал, что при вынесении постановления по делам мировым судьей правильно определяются юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства исследованы в ходе судебного заседания и им дается надлежащая правовая оценка. Наказания назначены с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности, привлекаемых лиц, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

В целом же изучение судебной практики по административным делам о правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ, показывает, что мировым судьей, принимаются все возможные меры для своевременного и качественного рассмотрения дел об административных правонарушениях указанной категории и вынесения по ним мотивированных решений.

Мировой судья С.А. Садчиков

Исп. помощник мирового судьи

Ковалева Н.Н.