Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2019 г. N 7-П
Конституционный Суд пришел к выводу, что нельзя удерживать алименты из компенсации за использование личного транспорта.
В силу ст. 109 Семейного кодекса РФ работодатель удерживает алименты из заработной платы работника, обязанного их платить. Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, определен постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841. Согласно подпункту "п" пункта 2 Перечня удержание алиментов производится в том числе с суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, за исключением лечебно-профилактического питания, а также иных выплат, осуществляемых работодателем в соответствии с законодательством о труде, за исключением денежных сумм, выплачиваемых в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику.
Вопрос о конституционности данной нормы стал предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ в связи с жалобой гражданина, у которого были удержаны алименты в том числе из компенсационной выплаты за использование его личного автомобиля в трудовой деятельности. Суды общей юрисдикции признали действия работодателя правомерными, сославшись на ст. 188 ТК РФ, которая, по их мнению, разграничивает компенсацию за износ (амортизацию) инструмента и компенсацию за износ (амортизацию) личного транспорта.
Конституционный Суд РФ заключил, что по своей правовой природе возмещение расходов при использовании личного имущества работника, несмотря на тесную связь с осуществлением работником трудовой деятельности, не входит в систему оплаты труда и имеет иную целевую направленность - возмещение материальных затрат работника, понесенных им в связи с исполнением трудовых обязанностей. Данные выплаты не зависят от количества и качества труда, не несут работнику экономической выгоды вне зависимости от характеристик используемого имущества, и их расходование работником по своему усмотрению не предполагается.
Удержание алиментов с сумм, не являющихся реальным доходом плательщика алиментов, т.е. без учета заслуживающего внимания обстоятельства, относящегося к материальному положению стороны алиментного обязательства, означало бы отступление от требования ст. 7 СК РФ, согласно которому осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.
Соответственно, закрепленное в пп. "п" п. 2 Перечня нормативное положение, как предусматривающее необходимость удержания алиментов с выплат, не входящих в состав средств, образующих реальный доход работника, т.е. не влекущих для него экономической выгоды, и, таким образом, допускающее ущемление имущественных прав алиментообязанных лиц, которым работодателем возмещаются расходы при использовании с согласия или ведома последнего и в его интересах личного транспорта, нарушает баланс конституционно значимых ценностей и принцип равенства работников, которые используют для выполнения порученной им в рамках трудовых отношений работы различные виды личного имущества.
В итоге пп. "п" п. 2 Перечня был признан противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой он допускает удержание алиментов на несовершеннолетних детей с выплачиваемых работодателем алиментообязанному работнику при использовании личного транспорта работника с согласия или ведома работодателя и в его интересах сумм возмещения расходов (компенсации за использование, износ (амортизацию) личного транспорта работника и сумм возмещения расходов, связанных с использованием личного транспорта).
Правительству РФ надлежит внести в Перечень необходимые изменения. При этом КС РФ не исключил, что для работодателей могут быть закреплены ориентиры при установлении ими разумного и адекватного размера компенсации за использование личного транспорта.