Депутатами Государственной Думы ФС РФ разработан законопроект в целях совершенствования государственной регистрации актов гражданского состояния с учетом проблем, выявленных правоприменительной практикой органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Проектом Закона уточняется место получения супругами свидетельства о расторжении брака. Так, предполагается статью 25 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ привести в соответствие со статьей 32 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", установив, что свидетельство можно получить в органе записи актов гражданского состояния не только по месту жительства любого из супругов, но и по месту заключения брака.
Также предлагается предусмотреть обязанность суда информировать органы ЗАГС о восстановлении в родительских правах либо об отмене ограничения родительских прав путем направления выписки из соответствующего решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка.
В целях установления единой правоприменительной практики и обеспечения правильного применения законодательства об актах гражданского состояния законопроектом предусматриваются изменения Федерального закона "Об актах гражданского состояния", а именно:
- наделение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, полномочием по разъяснению вопросов, касающихся применения законодательства об актах гражданского состояния;
- наделение органов ЗАГС правом выдачи гражданам Российской Федерации документа, подтверждающего отсутствие сведений о государственной регистрации заключения брака заявителя в органе ЗАГС по месту жительства;
- расширение перечня обстоятельств, при наличии которых гражданин вправе обратиться в орган ЗАГС для получения повторного свидетельства или иного документа о государственной регистрации акта гражданского состояния;
- закрепление полномочия по проставлению апостиля на документах о государственной регистрации актов гражданского состояния органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Кроме того, в ряде случаев Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" установлена необходимость нотариального удостоверения подписи лица, не имеющего возможности явиться в орган ЗАГС, на заявлениях о регистрации актов гражданского состояния. Как правило, лица, находящиеся под стражей или отбывающие наказание в местах лишения свободы, не всегда могут оплатить услуги нотариуса. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" положениями, позволяющими начальникам соответствующих учреждений свидетельствовать на заявлениях о государственной регистрации актов гражданского состояния подлинность подписи лица, находящегося под стражей или отбывающего наказание в местах лишения свободы (в случаях, установленных Федеральным законом).
Также предлагается ввести обязанность органа ЗАГС и консульского учреждения сообщать о регистрации расторжения брака в орган ЗАГС по месту регистрации заключения брака, что позволит оказать гражданам помощь при получении свидетельства о расторжении брака.
Законопроектом изменяется действующий в настоящее время порядок хранения записей актов гражданского состояния консульскими учреждениями в целях обеспечения сохранности актовых записей. Так, устанавливается, что первые экземпляры актовых записей вместе с документами, послужившими основанием для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются в органы ЗАГС на территории Российской Федерации по истечении календарного года, вторые экземпляры актовых записей - ежемесячно.
Источник ИП Гарант