Ряд норм, посвященных вопросам приостановления исполнительного производства, признан неконституционным в связи с тем, что они не предусматривают предельного срока, в течение которого исполнительное производство - после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления, - подлежит возобновлению.
В деле заявителя исполнительное производство было приостановлено судом по инициативе взыскателя на период рассмотрения его заявления об изменении порядка исполнения судебного решения. Однако после того, как этот вопрос был разрешен, взыскатель не предпринял мер для возобновления исполнительного производства, а спустя четыре года заявил свое требование в деле о банкротстве заявителя. Арбитражный суд включил требование в реестр, отклонив довод должника о том, что при указанных обстоятельствах возможность принудительного взыскания должна считаться утраченной.
В связи с этим заявитель просил признать оспариваемые нормы (ст. 440 ГПК РФ, ст. 42 и 45 Закона об исполнительном производстве) неконституционными, поскольку они позволяют взыскателю в течение неопределенного срока не принимать меры по возобновлению исполнительного производства, приостановленного судом по его же (взыскателя) инициативе.
Конституционный Суд РФ поддержал позицию заявителя. Он пришел к выводу, что отсутствие в законодательстве какого-либо срока, в течение которого приостановленное исполнительное производство подлежит возобновлению, не отвечает требованиям стабильности и предсказуемости гражданского оборота, поскольку ставит должника в неопределенное положение в вопросе о том, как долго его имущество будет находиться под угрозой совершения в отношении него мер принудительного исполнения. Кроме того, такое положение дел позволяет взыскателю искусственно наращивать сумму подлежащих уплате должником финансовых санкций.
Законодателю поручено устранить выявленный пробел. При этом КС РФ указал, что право на обращение с заявлением о возобновлении исполнительного производства необходимо признать и за должником, поскольку имеющееся в этом отношении ограничение не преследует каких-либо конституционно значимых целей и нарушает единообразие процессуального законодательства (АПК РФ и КАС РФ, в отличие от ГПК РФ, относят должника к числу лиц, которые вправе инициировать возобновление исполнительного производства).
Впредь до принятия соответствующих поправок исполнительное производство можно будет возобновить по инициативе суда либо по заявлению судебного пристава-исполнителя, взыскателя или должника в течение трех лет с момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. В случае пропуска этого срока по уважительным причинам суд вправе восстановить его по заявлению взыскателя по правилам ч. 2 ст. 432 ГПК РФ.