После жалоб бизнеса на возросшую активность полиции по выявлению административных правонарушений по "надзорным" составам иных ведомств Президент РФ поручил ограничить для полицейских возможность привлекать субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности за нарушение обязательных требований, если какие-то иные надзорные органы контролируют их соблюдение в рамках "своих" видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В целях исполнения этого поручения Правительство РФ внесло в Госдуму соответствующий проект закона.
Отметим, что принципиальных ограничений полномочий МВД он не предусматривает, а просто исключает ряд составов из перечня правонарушений, по которым сотрудники полиции могут составлять протоколы об АП, а также несколько составов, по которым полиция пока может и рассмотреть дело, и наложить штраф, - это ст. 8.22 и 8.23 КоАП РФ (выпуск в эксплуатацию ТС с превышением нормативов шума/содержания загрязняющих веществ в выбросах либо их эксплуатация), ст. 11.14 (нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов), ст. 14.26 КоАП РФ (нарушение правил обращения с металлоломом), а также ч. 4 ст. 11.1 КоАП РФ (нарушение правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через ж/д пути, правил выпаса скота вблизи ж/д путей).
В частности, согласно проекту, полицейские не смогут возбудить дело по, например, таким составам КоАП РФ:
- часть 3 статьи 14.1 (Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),
- часть 4 статьи 14.1 (Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),
- статья 15.14 (Нецелевое использование бюджетных средств),
- статья 7.1 (Самовольное занятие земельного участка),
- часть 2 статьи 7.3 (Нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами),
- статья 7.4 (Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых),
- статья 7.6 (Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий),
- статья 7.7 (Повреждение объектов и систем водоснабжения),
- статья 7.9 (Самовольное занятие лесных участков),
- статья 7.11 (Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения),
- статья 7.13 Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
- статья 7.19 (Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа),
- статья 7.20 (Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения),
- статья 8.5 (Сокрытие или искажение экологической информации),
- часть 1 статьи 14.17 (Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований),
- часть 2 ст. 14.17 (Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований),
- статья 14.18 (Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, спиртосодержащей непищевой продукции, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции),
- часть 1 статьи 14.34 (Разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также контроля за охраной общественного порядка),
- статья 15.13 (Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
При этом у полиции сохранятся полномочия составлять протоколы за неисполнение предписаний "чужих" органов, в том числе предписания Россельхознадзора, Ростехнадзора, госпожнадзора, органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (чч. 1, 7, 8, 11, 12 ст. 19.5 КоАП РФ).
Отметим, законопроект, внесенный Правительством РФ в Государственную Думу, отличается от того, что ранее был подготовлен для этой цели Минюстом России и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (мы рассказывали о нем в октябре).